05. ноябрь 2019 г.
Почему во время предыдущего экономического кризиса так много эстонцев смогли найти работу в Финляндии? Во многом именно потому, что за спиной финских предприятий стоят местные пенсионные фонды. Результатом этого партнерства являются стабильность, более длительная перспектива развития и более высокие зарплаты. Этой важной роли пенсионных фондов для общества в Эстонии в настоящее время, увы, не уделяется внимания.
Главная идея и задача пенсионных фондов — приращение денег, что позволило бы получать более высокие пенсии. Однако аккумулируемые в фондах денежные средства позволяют повысить уровень жизни ведущих пенсионные накопления уже сегодня: инвестирование денег в местные предприятия создает рабочие места, повышает зарплаты, развивает экономику. Это, в свою очередь, повышает налоговые поступления в государственную казну, создает возможности для повышения пенсий. Польза разносторонняя и реально ощутимая, как, например, в той же самой Финляндии.
С ростом объемов и эстонские пенсионные фонды стали все больше финансировать в местные предприятия. Фонды LHV участвуют в планировании строительства нового крупного молочного производства в Эстонии. Собственники имеют многолетний опыт планирования, привлечен иностранный инвестор, два крупных банка, обеспечена поддержка Департамента сельскохозяйственных регистров и информации (PRIA). Осталось только найти долгосрочного инвестора. В любом развитом государстве таковым становится местный пенсионный фонд.
Привлечение 10 миллионов евро из пенсионных фондов позволит реализовать проект 100-миллионного производства. Будут созданы сотни рабочих мест, повысятся доходы фермерских хозяйств и хуторов. Создание производства поощрялось Эстонским государством, и, выделяя субсидию на сооружение завода в качестве председателя комиссии PRIA, Индрек Нейвельт добавил, что «целью субсидии является приостановление экспорта сырого молока и обеспечение высокой и стабильной закупочной цены на сырое молоко» и что «благодаря новому производству эстонские производители молока станут ежегодно получать доход как минимум на 15 миллионов больше, чем сейчас». (1)
В самом деле, более высокие зарплаты и пенсии могут появиться в Эстонии прежде всего за счет инвестиций в экономику. В качестве примера можно привести и деятельность объединения Coop. Помимо сети магазинов, долгосрочный кредит на строительство банка выдали и пенсионные фонды LHV. Инвестиция позволила создать новые рабочие места, улучшить доступность наличных денег в уездах и создать новое учреждение для кредитования предприятий, что, в свою очередь, способствовало появлению новых рабочих мест. Таким образом, деньги пенсионных фондов уже сегодня разными способами работают на благо эстонской экономики и местного населения.
Можно привести и другие примеры. Фонд развития сельской жизни (Maaelu Edendamise Sihtasutus) при создании Фонда сельского предпринимательства (Maaettevõtlusfond) в качестве своего партнера рассматривает именно пенсионные фонды. В сотрудничестве с KredEx пенсионные фонды за последние годы вложили в развитие эстонских предприятий десятки миллионов евро, к которым в том же размере были добавлены средства из европейских структурных фондов. Структурные фонды выделяют деньги только при условии участия в проекте местного инвестора (пенсионный фонд). Со следующего года должна стартовать новая, как минимум столь же масштабная инвестиционная программа KredEx и пенсионных фондов. В Эстонии предстоят значительные инвестиции в инфраструктуру, дороги и энергетику. Для особенно крупных проектов фонды являются единственным источником местного капитала. Другая возможность — привлечение иностранных инвесторов.
Если бы мы инвестировали в свою страну столько же, сколько пенсионные фонды Финляндии, то местные вложения капитала достигали бы 2 миллиардов евро. Можно только предполагать, как это сказалось бы на повышении зарплат, пенсий и экономическом росте. Польза, помимо приумножения активов тех, кто занимается накоплением, была бы разносторонней.
Пример соседей
Именно таким образом пенсионные фонды Финляндии и Швеции финансируют развитие предприятий своих государств уже в течение десятилетий. Фирма Tornator, скупившая эстонский лес площадью почти в половину Хийумаа, принадлежит в основном пенсионным фондам Финляндии. Таким образом финны обеспечивают лучшее снабжение своей лесоперерабатывающей промышленности сырьем. Swedbank пережил последний крупный экономический кризис во многом благодаря тому, что предприятие опиралось на местные пенсионные накопления. Эти примеры можно продолжить, но картина ясна: долгосрочное привлечение денег из пенсионных фондов помогает сделать более сильными и стабильными местные предприятия. Рабочие места с более высокими зарплатами сохраняются в Финляндии и Швеции.
В Эстонии же теперь хотят резко оборвать развитие местного капитала. Те же самые люди, которые прежде видели необходимость в крупных инвестициях, теперь борются за то, чтобы помешать пенсионным фондам инвестировать средства. Накопление сбережений именуют рабством. Пенсионные фонды нужны якобы только глупцам. Однако никто, вероятно, не назовет рабами и глупцами финнов и шведов. Тамошние пенсионные фонды имеют возможность поддерживать предприятия в своих странах именно потому, что активы на пенсии накапливаются в больших объемах в обязательном для всех порядке. Это укрепляет экономику и благоприятную для жизни среду.
Планируемое разрушение эстонских пенсионных фондов чревато прекращением едва начавшихся инвестиций местных фондов в отечественные предприятия. После планируемого изменения закона фонды окажутся в полном неведении, сколько и в течение какого времени они должны будут выплатить денег тем, кто вел накопления. В такой ситуации о долгосрочных инвестициях и думать не приходится. Пресекается возможность поддержки десятков тысяч рабочих мест, новых инвестиций пенсионных фондов в создание производств.
По всей вероятности, при следующем кризисе предприятия Финляндии и Швеции вновь будут покупать лучшие фирмы Эстонии. Как это уже бывало прежде. И использовать для этого они будут поддержку пенсионных фондов своих стран. Рабочие места с высокими зарплатами так и останутся за границей, нашим же соотечественникам придется довольствоваться возможностью отправляться на заработки за пределы государства. За границей эту прибыль будут использовать для выплаты более высоких пенсий. Стоит ли удивляться, что инициаторы перемен абсолютно не заинтересованы в беспристрастном анализе последствий разрушения эстонских фондов?
Гораздо разумнее разрушения эстонских пенсионных фондов было бы заставить аккумулированные в этих фондах активы работать на благо местной экономики, как это делают наши северные соседи. Все-таки финнов и шведов никак не назовешь ни рабами, ни глупцами. Они сообща копят и успешно строят свои государства. До сего времени фонды LHV обеспечивали ведущим пенсионные накопления 5–6 % чистой доходности в год; смягчение ограничений позволит в дальнейшем превысить этот показатель. Если же мы сможем больше инвестировать в Эстонию, то мы одним махом убьем даже не двух зайцев, а гораздо больше, обеспечив сразу более высокие зарплаты и пенсии, более высокую доходность фондов, более высокие пенсии в будущем, а также и более сильную экономику Эстонии.
Управляющий фондами пенсионных фондов LHV Ромет Энок
Управляющим пенсионными фондами LHV является LHV Varahaldus. Ознакомьтесь с проспектом и основной информацией о пенсионных фондах LHV на lhv.ee и проконсультируйтесь со специалистом.
Читать подробнее