19. ноября 2020
Экономическим аналитикам, занимающимся прогнозированием, сегодня не позавидуешь. Помимо обычных вводных приходится думать о распространении вируса и реакции других стран. Политики нашли решение, объемы антикризисных мер исчисляются миллиардами. Это создало ситуацию, когда, исходя только из финансовой логики, эстонские предприятия должны готовиться к следующему экономическому подъему.
К такому выводу можно прийти, имея на одной стороне уравнения падение экономики на 2 миллиарда евро, а на другой - 5 миллиардов евро кредита, чтобы справиться с последствиями этого падения, а также 1,8 миллиарда евро дополнительного антикризисного пакета ЕС. Реальный мир, однако, сложнее, так как экономический спад ведет к сокращению инвестиций с использованием заемных средств, и для получения выгод сначала необходимо продуктивно разместить полученные субсидии и ссуды.
Однако с учетом политических мер и мер центральных банков значительная часть средств попадает через денежные рынки и в реальную экономику. Вопрос о том, хорошо и разумно ли все это, должен оставаться предметом обсуждения экономической теории, однако сегодня, принимая инвестиционные решения, нельзя игнорировать математику. Как точно заметило издание Boston Consulting, компаниям не хватает не возможностей, а воображения. Ведь можно представить изменившийся мир, в котором новые инвестиции должны будут соответствовать приобретающим все большую актуальность климатическим целям.
Пандемия COVID-19 стала первым впечатляющим четким предупреждением о том, что человечество выходит за пределы безопасных границ. Как доказала наука, торговля дикими животными и крупномасштабная вырубка лесов высвобождают различные патогены из их естественной среды и увеличивают распространение зоонозных заболеваний. Ситуация усугубляется и другими экологическими проблемами.
Вирус заставил всех на мгновение остановиться и дал нам возможность задуматься о том, что мы делаем и почему. Это хорошее время, чтобы пересмотреть свои стратегии и планы. В достаточной ли мере существующие стратегии и планы учитывают подобные колебания? Как сочетаются между собой окружающая среда и экономика? Со временем подобных крупных мировых потрясений станет все больше, и сегодняшнее бездействие по отношению к окружающей среде завтра обернется потерями для экономики. И дальше эти потери будут только расти.
Движущая сила эстонской экономики
Процветание страны, не имеющей богатых минеральных ресурсов, зависит от возможностей работающих там бизнес-компаний. В Эстонии новый капитал создается косвенно за счет бюджетных инвестиций и напрямую за счет продажи товаров и услуг, а также инвестиций частного сектора. Последние, в свою очередь, финансируются инвесторами и различными финансовыми учреждениями.
Так, экспорт товаров из Эстонии за последние пять лет составил 60 миллиардов евро, в том числе 45 миллиардов евро в страны ЕС и 20 миллиардов евро в Скандинавию. За тот же период Эстония получила 5 миллиардов евро из структурных фондов ЕС и 1,5 миллиарда евро от организаций ЕС. За тот же период компаниям было выдано новых банковских кредитов в сумме 13 миллиардов. К этому следует добавить объем прямых и портфельных инвестиций на общую сумму около 28 миллиардов евро.
Вышеупомянутые денежные потоки являются движущей силой экономики Эстонии. В большей или меньшей степени на фоне этих денежных потоков происходит зеленая революция. Экспортеры реализуют товары заказчикам, особенно в Европейском Союзе, где для товаров обычно требуются зеленые сертификаты. Компании, участвующие в поставках на Скандинавию, должны иметь план действий, направленный на достижение климатической нейтральности. Приоритетом бюджета ЕС являются инвестиции в достижение климатических целей, отдельно стоит упомянуть 1 триллион евро, зафиксированный в Европейском зеленом соглашении. Европейские финансовые учреждения, которые финансируют и эстонские компании, привели свою политику финансирования в соответствие с климатическими целями.
Большая часть заемного капитала эстонских компаний поступает из банков, а действующие в Эстонии банки выдают новые кредиты на сумму 5,5 миллиарда евро в год. Можно быть уверенными в том, что с помощью возможных нормативных актов в ближайшее время будет дополнена часть кредитной политики, касающаяся экологических показателей и учета воздействия на окружающую среду. И это в отношении кредитов как предприятий, так и частных лиц.
Возможности реальной зеленой революции
Самым большим препятствием на пути к зеленой революции считается недостаточная осведомленность и неспособность увязать экологические цели с экономическими. Сложившаяся тупиковая ситуация, когда необходимые инвестиции в технологии недостаточны из-за их высокой стоимости, а цены высоки именно из-за низкого распространения инноваций, наконец-то может быть преодолена. Постепенно примеры более дешевых продуктов, инвестиций или финансирования, которые соответствуют экологическим целям, становятся все более распространенными.
Из этого следует, что зеленая революция первой волны продолжается. Это касается крупных компаний, международных экспортеров, бюджетов ЕС и Эстонии, банков, пенсионных фондов и страховых обществ. Крупные отрасли промышленности осознали влияние изменений в налоговой политике и законодательстве на цены своего сырья и продукции. В случае проектов с высоким уровнем выбросов, из-за длительного инвестиционного цикла, тенденции нескольких десятилетий уже должны быть учтены в сегодняшних решениях.
Тенденция необратима, достигая в качестве второй волны малого бизнеса и среднего потребителя. Повышая осведомленность людей об экологизации капитала, политика страны становится гибкой. Тем более что страна взяла курс на достижение климатической нейтральности к 2050 году, что даст и экономическую выгоду. Новые правила в сфере государственных закупок, например, в части материалов, используемых в производстве и строительстве, а также в сфере транспорта, энергетики и утилизации отходов, не должны стать неожиданностью.
Оценка воздействия на климат не рассматривается как благотворительность. Это оценка материальных рисков, но также и новых возможностей. Корпоративное управление зависит от финансистов, поставщиков и клиентов, и если все они будут двигаться в одном направлении, зеленая революция, основанная на вере, сменится революцией, основанной на прибыли. Это диктует новые направления бизнеса и методы работы. Поэтому, если мы уже готовимся к экономическому росту, желательно, чтобы зеленая революция стала возможной и выгодной. Именно сейчас для этого самый подходящий момент.
Все новости